STREET RACING Когда едешь по улице Косыгина, мимо главного здания МГУ, видишь на асфальте свежие следы автомобильных покрышек - почти как в Монако после гонок формулы 1. Следы обновляются ежедневно, вернее, еженощно: с некоторых пор Воробьевы горы стали местом сбора уличных гонщиков. Еще несколько лет назад любители «оторваться» со светофора и представить не могли, что скоро эта забава будет собирать тысячи болельщиков, а в очереди на старт выстроятся и «Порше», и старенький «Рено», и вазовская «десятка». За океаном гонки на четверть мили с места (дрэг-рэйсинг) давно известны. В заезде одновременно стартуют две машины. Финишируют на огромной скорости. Для таких соревнований строят специальные автомобили - дрэгстеры. Нечто похожее, но с участием «заряженных» модификаций серийных автомобилей часто именуют стрит-рейсингом (street racing). Идея подобных гонок в России возникла лет пять назад. Энтузиасты сами разыскивали владельцев спортивных машин, приглашали их стартовать в заездах. Но только после выхода на экраны американского боевика «Форсаж» с «чумовыми» автомобилями в главных ролях, качество перешло в количество: сотни пацанов ринулись доказывать свою «крутизну» на тупиковых набережных Москвы-реки, пригородных шоссе, а то и просто первых попавшихся улицах с ровным асфальтом. На следующий день результаты заездов обсуждались в Интернете. Серьезная переделка автомобиля по карману немногим и зачастую «тюнинг» здесь - это пластиковая обвеска с непременным спойлером на багажнике, красные брызговики, широченные низкопрофильные шины, а еще «спортивный» руль и блестящая насадка на глушитель. Приверженцы «стиля НЛО» разоряются на жиклеры омывателя с синей подсветкой и люминесцентные трубки по контуру кузова. Следующий уровень - прямоточная выпускная система. Без доработки самого двигателя она не дает заметной прибавки в мощности, зато весьма ощутимую - в звуке выхлопа. Один круг по двору - и тебя надолго запомнит весь дом. Впрочем, на смотровой площадке Воробьевых гор немало и «серьезных» аппаратов: форсированные до 130-140 л. с. шестнадцатиклапанные «десятки», редкие БМВ-635 и словно сошедшая с киноэкрана тюнинговая «Тойота-Супра» с 670 (!) «лошадьми» под капотом. Машины съезжаются к восьми-девяти вечера, а через час-другой здесь теснее, чем на вокзале в час пик. Стихийные гонки начинаются прямо в проездах, ведущих к МГУ. Соперников выбирают по договоренности, кто-то из болельщиков заключает пари. Длится все это недолго - машины ГИБДД перегораживают улицу. На площадке и прилегающих проездах порой набирается больше тысячи машин, и организаторы уводят колонну за город - на какое-нибудь пустынное шоссе. По ночному городу. В Москве уже несколько «клубов» таких фанатов со своей атрибутикой, интернет-сайтами. «Лига уличных гонок» - наиболее известный из них - имеет отделения в ряде городов России. Ее лидеры разрабатывают регламент соревнований, ведут переговоры с правительством Москвы о строительстве специального трека и в будущем планируют даже провести всероссийский чемпионат по street racing. Участники заездов «Лиги» платят взнос в зависимости от класса автомобилей. В самом популярном - «уличный русский» (любые отечественные автомобили) -200-300 рублей. Победители заездов в своем классе получают призовые, обычно от 5 до 15 тысяч рублей. У других организаторов - другие правила. Скажем, собирают по 100 рублей с каждого автомобиля, а деньги идут на клубные нужды. Сами же заезды - на интерес, при этом пари между зрителями не возбраняются. Еще вариант: с автомобиля берут по 50 рублей, независимо от того, стартует он или нет, зато гоняться можно сколько угодно. Место гонки, как правило, заранее не объявляют и самое сложное здесь - не потеряться в дороге. С «Лигой» проще: в головной машине - радиовещательная станция на частоте 97,5 FМ, весь маршрут колонну ведут по радио. С другими - надежда только на «аварийку»: по негласной договоренности ее включает вся колонна. Иногда поток мигающих автомобилей растягивается на пол-Москвы, удивляя припозднившихся водителей и пешеходов. Большинство «гонщиков» едут в колонне спокойно - по Правилам, но не все. Кто-то пытается начать соревнование уже в пути. Старт. За полчаса перегороженное организаторами пустынное шоссе становится одновременно и паддоком, и трибуной, и гоночной трассой. В этом есть свой шарм, но и немалый риск. Зрители так плотно обступают машины участников, что организаторы, не жалея громкоговорителей, без устали объясняют одно и то же: стартующие с пробуксовкой автомобили опасны - их может занести и на сухом асфальте. Но полностью расчистить трассу перед несущимися автомобилями не удается: болельщики свято полагаются на свою реакцию и мастерство водителей. Впрочем, большинство из них не знает ни имен участников, ни особенностей их машин. Да это и не важно. Главное - настроение! Победителя (возвращаясь, он включает «аварийку») приветствуют дружными криками, проигравшего - свистом. Порой заезды продолжаются до самого утра. А завтра на Интернет-сайтах можно увидеть списки победителей и проигравших. Куда смотрит милиция? Остановить колонну из нескольких сотен машин, пусть и растянувшуюся по шоссе, - задание для Таманской дивизии. В мусарне это хорошо понимают и ограничиваются подобием контрольных функций. Прибывший на место ночной гонки под Зеленоградом наряд дэпээсников вскоре удалился с пожеланием хорошего отдыха и напутствием: «Только в город не въезжайте!» Так же ведут себя и московские менты: в городе - никаких гонок, за МКАД - пожалуйста. С подмосковными «блюстителями», видимо, договориться легче. Глядя на тонированные «десятки», визжащие покрышками в поворотах, вспоминаешь кадры из «Дорожного патруля»: «выехал на полосу встречного движения, не справился с управлением, не приходя в сознание...». Говорят, редкая тусовка на Воробьевых горах обходится без ДТП - такие вот университеты. Увы, боевая раскраска и толстый глушитель не добавляют мастерства, а полутора литров под капотом вполне достаточно, чтобы переехать в мир иной. Другая опасность - зрители на трассе. Пока все обходилось малой кровью. Но ставка на везение - только до поры до времени, как в русской рулетке. Не будем делать скидок на то, что желание тысяч молодых людей участвовать в гонках, готовить к ним технику само по себе похвально, не станем уповать на то, что «парные» гонки где-то уже не стихийные, а организованные - автоспорт даже с эпитетом «уличный» требует строгих рамок - трасс, трибун, регламента, безопасности. Мы не готовы давать рецепты, как это сделать в каждом городе - на то есть местная власть. Но озаботиться этой проблемой пора. Вряд ли в восторге от вечерних вторжений на улицы жители городов, вряд ли нравятся водителям встречи с армадами автомобилистов на шоссе. Если не подумать об этом сейчас, конфликтов не избежать. Как бы сегодня ни относились к стрит-рейсингу(street racing(street rasing)) - это уже явление, которое «закрыть» не удастся. «Уличные гонки» стремительно завоевывают российские регионы - они проходят в Самаре, Туле, Владимире, Новосибирске, Владивостоке, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Казани, Калининграде, но при этом вызывают к себе разное отношение.
|